Вариации второй части

Раздел: Статьи

Колористическое вступление было уже найдено композитором в «Маргарите за прялкой», как выражение тихой грусти и подавленности. Замечательны светотеневые контрасты мажораминора в экспозиции, предвосхищающие подобные же выразительные приемы в Andante девятой симфонии.

Вариации второй части полны нежной печали. Они написаны на тему (из «Розамунды»), которую композитор неоднократно использовал в своих других произведениях. Andante более утончено и психологически сложнее, чем наивная открытая тема, положенная в основу.

Особенно оригинален менуэт — квинтэссенция художественной идеи всего квартета. Первые его такты — «лейтмотив» менуэта — начинаются вне основной тональности, в приглушенном басовом регистре и заимствованы из песни композитора («Боги Греции» на текст Шиллера), в которой изображен исчезнувший таинственный мир.

И только народно-жанровый финал с его несколько утрированной веселостью как бы извне вторгается в душевный мир Маргариты. Интересный сам по себе самобытными темами венгерского склада и оживленной капризной ритмикой, он все же нарушает единый эмоциональный план предшествующих частей квартета. Кульминация достигнута в менуэте, который, подобно песне «Маргарита за прялкой», заканчивается интонациями «душевного угасания».

Реминорный квартет (опубликован в 1831 г.) возрождает драматизм бетховенских симфоний. Он раскрывает тему человека и судьбы — тему классической трагедии.


Смотрите также:
 Полную противоположность Шуберту представлял Иоганн Майргофер
 Последние годы
 Симфонии и камерно инструментальные жанры
 Судьба Шубертовского наследия
 Оперное и хоровое творчество

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:


Новые лица и коллективы: