Первая часть квартета

Раздел: Статьи

Но, Шуберт трактует ее не подражательно (как это было в его «Трагической» симфонии), а в оригинальном, почти автобиографическом преломлении. Образ судьбы у Шуберта не ассоциируется ни с высоким гражданским долгом, ни с суровым, но справедливым нравственным законом, каким он предстает в «Альцесте» Глюка, в « ДонЖуане» Моцарта, в «Корнолаче» Бетховена. У Шуберта судьба — бездушный меттерниховский мир, несущий страдания.

В «Зимнем пути» одинокий тоскующий романтик завершает свои скитания с чувством безысходной обреченности и душевного поражения. Но в реминорном квартете он страстно протестует.

Первая часть квартета возрождает бетховенские образы напряженного столкновения. Главная тема своими трагическими грозными интонациями, отрывисто-стаккатным звучанием напоминает бетховенский «мотив судьбы».

Она показана в широком целеустремленном развитии с острой динамической кульминацией в самом конце. Взволнованное движение вытесняется побочной темой, выражающей мир мечты. Соотношение тем дает резко контрастное драматическое столкновение в духе Бетховена. Но при этом обе партии, в особенности «романсная» побочная, отличаются неподражаемо шубертовским песенным обаянием.

Широкое напряженное развитие первой части приводит к коде, выражающей настроение трагического бессилия.

Гениальные вариации второй части на тему из песни «Девушка и смерть» поднимают философскую проблему жизни и смерти.

В теме вариаций сконцентрированы интонационные особенности, типичные для многих траурных тем классической музыки.


Смотрите также:
 Множество тонких красочно-выразительных деталей Шуберт нашел в самой фактуре
 Борьба за творчество
 Полную противоположность Шуберту представлял Иоганн Майргофер
 Характер шубертовского аккомпанемента
 Шуберт и национально-демократические школы

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:


Новые лица и коллективы: