Выдающееся музыкальное единство квартета

Раздел: Статьи

Ее псалмодическая мелодия, похоронный ритм, хоральный стиль изложения слышались в хоре под» земных духов в «Альцесте» Глюка, в арии каменного Командора в «ДонЖуане» Моцарта, в медленной части — «похоронном марше» — седьмой симфонии Бетховена. Но при всей суровости, сдержанности и роковой неумолимости тема смерти у Шуберта обладает лирической мягкостью. В вариациях сменяющиеся образы беспомощной скорби, страдания, протеста и просветления достигают огромной выразительной силы.

Это Andante бесспорно принадлежит к самым выдающимся произведениям мировой философскотрагической лирики. Именно оно образует эмоциональный центр всего произведения.

Но в скерцо и в финале, основанных на драматизации народно-песенных и танцевальных элементов, обостряющийся конфликт между человеком и действительностью завершается победой жизни над смертью.

Редкой оригинальностью отличается финал. Напряженная ритмическая пульсация, смелые модуляции создают образы предельного нервного возбуждения. Квартет заканчивается в бетховенском страстно-протестующем тоне.

Выдающееся музыкальное единство квартета обусловлено не только целостностью драматической линии «всего цикла, но и интонационным родством между темами разных частей. Эта черта проявилась уже в ляминорном квартете. Здесь же дополнительно обращает на себя внимание единство ритмического начала. Ритмическая фигура, выражающая в Allegro образ душевного смятения и страха, во второй части преобразуется в ритм «роковой неизбежности». 


Смотрите также:
 Поиски нового заметны в тематике симфонии 1818 года
 Полную противоположность Шуберту представлял Иоганн Майргофер
 Передовой художник шубертовского поколения
 Борьба за творчество
 Множество тонких красочно-выразительных деталей Шуберт нашел в самой фактуре

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:


Новые лица и коллективы: