самобытность выразительных средств

Раздел: Статьи

Как ни разнятся между собой ляминорный и реминорный квартеты, все же общий лирический характер и романсный круг интонаций тесно связывают их друг с другом. Они и воспринимаются как два произведения единого опуса. Вероятно, именно в таком плане и задумал их автор.

Следующий квартет, сольмажорный, ор. 161, сочиненный только два года спустя, открывает новую страницу в камерно-инструментальном творчестве 

Шуберта. Нельзя не поразиться тому, насколько он отличен от своих предшественников. Между сольмажорным и двумя квартетами 1824 года нет не только прямой преемственности, но даже и «фамильного сходства».

Сольмажорный превосходит своей грандиозностью все известные дотоле масштабы квартетной музыки. И его широкое дыхание, и колоссальная звуковая мощь, и глубокая внутренняя связь между резко контрастирующими музыкальными темами — все это по-новому развивает принципы бетховенского драматического симфонизма.

Исключительная смелость и самобытность выразительных средств сольмажорного квартета Шуберта наводит на предположение, что на этот путь композитора натолкнули последние квартеты Бетховена, созданные в те же годы. Причем здесь обнаруживается не столько непосредственное влияние самой бетховенской музыки (хотя интонационное родство с темами додиез минорного квартета Бетховена заметно в некоторых эпизодах финала), сколько общая трактовка жанра: широта идеи, обилие тематического материала, насыщенность фактуры, звуковая мощь и, наконец, смелые поиски новых, далеко опережающих свое время выразительных средств.


Смотрите также:
 Великолепное лирическое Andante con mot о образует центр цикла
 Художественное формирование
 Полную противоположность Шуберту представлял Иоганн Майргофер
 Выразительные особенности шубертовской песни
 Жизнь свободного художника

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:


Новые лица и коллективы: