Бетховенские традиции драматического симфонизма

Раздел: Статьи

Бетховенские традиции драматического симфонизма нашли у Шуберта своеобразное преломление в ряде камерных произведений, созданных им в 20е годы.

Их появление было подготовлено длительным и интенсивным творчеством композитора в области квартетной музыки. По-видимому, именно квартет был для него главной школой инструментального письма. Известно, что в годы детства и юности будущего композитора в семье Шубертов был домашний ансамбль. Франц исполнял в нем партию альта. Почти все его ранние квартеты отмечены бытовыми «домашними» чертами, которые говорят о том, что они предназначались для исполнения в семейном кругу. За немногочисленными исключениями в них совсем не ощутим тот собственно-квартетный стиль, который уже в эти годы был доведен до совершенства в камерной музыке Бетховена. Как указывалось выше, многие ранние квартеты Шуберта хранят явные следы влияния оркестровых произведений классиков (в частности, симфонии «Юпитер», увертюры к «Волшебной флейте», сольминорной симфонии Моцарта, ряда симфонических финалов Гайдна, второй симфонии Бетховена и других). Кроме того, в большей степени, чем в оркестровой музыке или в фортепьянной сонате, здесь непосредственно ощутимы следы экспериментирования.

Ни в одном из восемнадцати квартетов, созданных в первый творческий период, не проявилась достаточно ярко художественная индивидуальность автора. И только два из них— мибемоль мажор (1813) и сибемоль мажор ор. 168 (1814) в известной мере выходят за рамки бытовой «домашней» музыки.

Перелом ознаменован появлением в конце 1820 года неоконченного доминорного квартета. В нем уже есть та проникновенность, та художественная неповторимость, которыми отмечены все поздние камерные и симфонические произведения Шуберта. Од

но из наиболее вдохновенных творений композитора, оно во многом напоминает «Неоконченную» симфонию. В первой части Allegro assai сосредоточены те же две сферы лирических образов, что и в «Неоконченной». Взволнованное, тревожное настроение с оттенком трагизма определяет характер главной темы.


Смотрите также:
 Значение песни в творчестве Шуберта
 Борьба за творчество
 Последние годы
 Художественное формирование
 Поиски нового заметны в тематике симфонии 1818 года

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:


Новые лица и коллективы: