образец варьированной куплетности

Раздел: Статьи

«Маргарита за прялкой» — образец варьированной куплетности. Здесь при бесспорном наличии членящихся строф песня развивается на едином дыхании, с единой кульминацией. Кульминация приходится здесь на напряженно-психологический момент, когда Маргарита вспоминает о поцелуе возлюбленного. Модуляции, которых не было в первом куплете, динамическое нарастание, остановка и в вокальной партии, перешедшей от плавной песни к восклицаниям, и в фортепьянной, где прерывается жужжание прялки — все это создает сильнейший драматический эффект. Третий куплет, возвращающийся к настроению томления и тоски, гармонически и мелодически варьирует первый куплет. В заключении, построенном на повторении слов «Тяжка печаль, и грустен свет», усиливается впечатление душевного угасания.

В качестве одного из средств конкретизации и усиления драматичности поэтического образа Шуберт утвердил трехчастную песенную форму (то есть форму, которая основывается на симметрии двух крайних частей).

Несмотря на обязательную симметрию, у Шуберта отсутствует и механическая расчлененность, и механическая повторность. Драматическое развитие поэтического сюжета определило особенности и этой формы. Например, в песне «Мельник и ручей» трех частность использована как прием для передачи диалога между юношей и ручейком. В первой части юноша жалуется ручейку. В среднем эпизоде ручеек утешает человека. Реприза, выражающая душевное успокоение, кончается уже не в миноре, а в мажоре. Изменяется и фортепьянный фон. Он заимствован из «монолога» ручейка и изображает течение воды.


Смотрите также:
 Борьба за творчество
 Симфонии и камерно инструментальные жанры
 Передовой художник шубертовского поколения
 Наиболее известные песни Шуберта
 Полную противоположность Шуберту представлял Иоганн Майргофер

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:


Новые лица и коллективы: