свободная одночастная миниатюра

Раздел: Статьи

В песне «У ручья» в первой части — грустный образ скованного льдом ручья, в середине — воспоминания о былой любви, которые приводят «героя» в состояние глубокого волнения. Музыка репризы, возвращающая нас к теме первой части, на самом деле преображена выразительными элементами «бушующей» середины. И действительно, в ее поэтическом тексте суммируются два образа: застывшего ручья и душевных переживаний.

Душа, в ручье я этом узнал свои черты.

Кипит ли только так же ручей на дне, как ты?

Песня «Ворон» кажется свободной одночастной миниатюрой (подобное впечатление создают единообразный мелодический материал, неизменная фактура и целеустремленное динамическое развитие к кульминации в конце). А между тем эта миниатюра, выражающая одно настроение и построенная на одном дыхании, в действительности изложена в трехчастной форме. Середина — это обращение к ворону — надежда на то, что он оставит путника. Реприза с динамическим развитием — усиленное и подчеркнутое возвращение к смыслу начальных поэтических строк: ворон не отстанет до могилы.

В трехчастных песнях с неизменной (или несущественно измененной) репризой («Липа», «Оцепенение», «У реки» и другие) трехчастность отражает возникновение в тексте мотива воспоминания или мечты, резко контрастирующего с действительностью. Этот образ выражен в контрастном среднем эпизоде, а реприза возвращает к первоначальному настроению.


Смотрите также:
 Бетховенские традиции драматического симфонизма
 Оперное и хоровое творчество
 Художественное формирование
 Значение песни в творчестве Шуберта
 Шуберт и национально-демократические школы

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:


Новые лица и коллективы: