варьирование куплетов в песне

Раздел: Статьи

Но в других жанрах, в частности в сонате, для Шуберта стало типичным двукратное или многократное повторение темы, напоминающее варьирование куплетов в песне. Посредством тонких видоизменений мелодии, благодаря многообразию вокальных •приемов и (красочному гармоническому варьированью, Шуберт умел в своих песнях достигнуть неисчерпаемого разнообразия в пределах единообразного и повторяющегося материала. Подобно этому двукратный или многократный показ инструментальной темы, расцвеченный в каждом случае по-новому, становится для Шуберта типичным. Не очевидно ли, например, что своеобразнейшая форма Andante девятой симфонии представляет собой преломление варьированной куплетности, заимствованной из песни? Это родство проступает особенно ясно в приемах тончайшего мелодического варьирования при каждом повторении «куплета». Вариационное преобразование темы встречается и в фортепьянной фантазии «Скиталец», и в медленной части мибемольмажорного трио, и даже в сонатах (таковы, например, главная тема в фортепьянной сонате сибемоль мажор или разработка струнного квинтета). Прием вариационного преобразования, своеобразно переплетавшийся с сонатными принципами развития, и придавал шубертовской сонате новые романтические черты.

Трехчастная форма встречается и в его фортепьянных «Экспромтах», «Музыкальных моментах» и даже — что казалось в то время особенно необычным — в сонатно-симфонических темах.


Смотрите также:
 Судьба Шубертовского наследия
 Поиски нового заметны в тематике симфонии 1818 года
 Режим жизни Шуберта
 Своеобразие творчества Шуберта
 Последние годы

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:


Новые лица и коллективы: