Огромный музыкальный талант Шуберта

Раздел: Статьи

А музыка венского быта — это развитое и разветвленное явление, включающее и множество видов «уличной» музыки (серенады, духовая музыка в общественных садах, музыка кафе, ресторанов и кабачков), и общественные танцы, и музыкальные собрания, и салонное и домашнее музицирование. То неповторимо шубертовское, что пронизывает каждую интонацию его песни и придает ей яркое своеобразие, что отличает ее от профессионального искусства XVIII столетия,— отчасти связано еще с детскими впечатлениями композитора. Бесспорный интерес представляет утверждение Дворжака, что некоторые характерные гармонические приемы в музыке Шуберта (например, «игра» мажора — минора) навеяны славянскими народными напевами. Несомненно, ведущая струя в его творчестве — австронемецкая, но на этом фоне особенно рельефно проступают славянские и венгерские черты.

Огромный музыкальный талант Шуберта уже в детские годы обратил на себя внимание окружающих. Он проявился пока в удивительной способности к игре на разных инструментах, к пению (Франц исполнял в церковном хоре партии сопрано соло) и в необыкновенно быстром постижении правил гармонии. Учитель Шуберта, Михаил Хольцер, впоследствии вспоминал, что мальчик каким-то удивительным образом заранее знал все, что тот пытался ему объяснить.— «Мне оставалось только наблюдать за ним в молчаливом изумлении».

Это высказывание интересно не столько как свидетельство о выдающемся таланте ребенка, сколько как показатель того, что Шуберт был гениальным самоучкой. И после Хольцера другие музыкальные педагоги также не открывали своему ученику никаких истин. «Он уже все знает. Его учить более нечему», — заявил позднее второй педагог Шуберта по теории, Венцель Ружичка.

Будущий композитор меньше нуждался в руководителях по композиции, чем в удовлетворении своих умственных и художественных запросов. В одиннадцать лет он соприкоснулся с новой средой, ответившей его стремлениям.


Смотрите также:
 Оперное и хоровое творчество
 Симфонии и камерно инструментальные жанры
 Бетховенские традиции драматического симфонизма
 Борьба за творчество
 Последние годы

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:


Новые лица и коллективы: