своеобразный след в творчестве Шуберта

Раздел: Статьи

Глубокий и своеобразный след в творчестве Шуберта оставило его участие в хоре. Наиболее непосредственно это ощутимо в огромном количестве хоровых произведений, созданных впоследствии композитором. Будучи певчим, он познакомился с прекрасными образцами новейшей хоровой музыки — Михаэля Гайдна Моцарта, Керубини, Иосифа Гайдна (оратории «Сотворение мира», «Времена года», «Возвращение Товия», «Семь слов спасителя»), Бетховена (домажорная месса) и другие. В письме, написанном за три года до смерти, Шуберт вспоминает Михаэля Гайдна с таким неподдельным чувством преклонения, что становится ясным, какое глубокое впечатление произвела в свое время музыка М. Гайдна на юного хориста в Конвикте. Наконец, длительный и разносторонний опыт исполнения в хоре дал будущему композитору свободное постижение выразительных свойств голоса и ту высокую культуру вокального интонирования, вне которой немыслимо его собственное песенное творчество.

В художественном формировании Шуберта бесспорна заслуга руководителя ученического оркестра чеха Венцеля Ружички. Ружичка был довольно посредственным музыкантом, не способным, по собственному признанию, руководить Шубертом в его занятиях по теории и композиции. Тем не менее его влияние на мальчика было значительным и прогрессивным. Влюбленный в фольклор своей родины, он передал Шуберту восхищение народными песнями, звучавшими в венском быту. К творческим исканиям молодого композитора он относился с интересом и сочувствием. Шуберт не порывал с ним связи и после окончания своего обучения. Характерно, что в Конвикте состоялось первое исполнение «Лесного царя». Ружичка выступил тогда перед присутствующими учениками с защитой необычных диссонансов, которыми Шуберт создавал образы мрачной фантастики.

В творческой биографии Шуберта прогрессивное влияние чешских музыкантов сказывалось неоднократно. По-видимому, тяготение к проявлениям народности в искусстве и несколько большая, чем у венцев, широта кругозора, сближали музыку чехов с самобытными исканиями Шуберта.


Смотрите также:
 Симфонии и камерно инструментальные жанры
 Бетховенские традиции драматического симфонизма
 Великолепное лирическое Andante con mot о образует центр цикла
 Своеобразие творчества Шуберта
 Выразительные особенности шубертовской песни

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:


Новые лица и коллективы: