Песенное творчество Шуберта

Раздел: Статьи

Среди романсов раннего периода особенно драматичен «Скиталец » (1816) на текст Шмидта из Любека. Он написан в сквозной «балладной» форме, но лишен элементов фантастики, присущих «романтической балладе. Тема стихотворения, выражающая трагедию духовного одиночества и томления по несбыточному счастью, стала одной из господствующих в творчестве Шуберта к концу его жизни. В «Скитальце» с большой рельефностью отражена смена настроений. Разнообразие тематических эпизодов и вокальных приемов сочетается с единством целого. Музыка, передающая чувство одиночества, принадлежит к числу наиболее выразительных трагических шубертовских тем.

Шесть лет спустя композитор использовал эту тему в своей фортепьянной фантазии «Скиталец».

«Девушка и смерть» (1817) на текст Клаудиса — образец философской лирики. В этой песне, построенной в виде диалога, дается своеобразное романтическое преломление традиционных оперных образов «рока» и «жалобы». Трепетные звуки мольбы драматически противопоставляются суровым хорально-псалмодическим интонациям смерти.

Песенное творчество Шуберта получило наиболее полное выражение в 20е годы в двух циклах на слова поэта-современника Вильгельма Мюллера (1794— 1827). Стихи Мюллера оказались для Шуберта подлинной находкой. Обнаружил он их неожиданно и, едва успев перелистать книгу, почувствовал в авторе стихов родственного себе художника. Если верить воспоминаниям его приятеля Рандхартингера, то это произошло при любопытных и характерных для Шуберта обстоятельствах.


Смотрите также:
 Шуберт и его время
 Оперное и хоровое творчество
 Жизнь свободного художника
 Полную противоположность Шуберту представлял Иоганн Майргофер
 Множество тонких красочно-выразительных деталей Шуберт нашел в самой фактуре

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:


Новые лица и коллективы: