Причина неудач опер Шуберта

Раздел: Статьи

Ничем не оправданное соединение устаревших драматических приемов «предмоцартовской» музыкальной драмы — по ораториальному обобщенной и торжественной — с психологическими чертами нового искусства, выразившимися, в частности, в подвижной романтической гармонии (непрерывные смелые модуляции, хроматические красочные сопоставления и т. д.) создает странное и противоречивое впечатление во многих оперных партитурах Шуберта. Ориентация на драматическую технику прошлого при явном общем тяготении к романтизму не могла не препятствовать успешным поискам нового современного стиля в опере.

Нельзя целиком игнорировать и пагубную роль бесталанных доморощенных либреттистов, с которыми Шуберту почти всегда приходилось иметь дело. Но слабость драматургического построения большинства либретто его опер имеет подчиненное значение по сравнению с более общими вопросами, связанными с их идейно-художественным содержанием.

Причина неудач опер Шуберта — и здесь мы имеем в виду отнюдь не отсутствие внешнего успеха, а •неудавшиеся поиски своего стиля — не только в особенностях дарования композитора. Решающую роль в судьбе его сценической музыки сыграло общее состояние оперной культуры меттерниховской Вены.


Смотрите также:
 Своеобразие творчества Шуберта
 Симфонии и камерно инструментальные жанры
 Жизнь свободного художника
 Режим жизни Шуберта
 Характер шубертовского аккомпанемента

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:


Новые лица и коллективы: