Оперное и хоровое творчество

Раздел: Статьи

Шуберт не оставил сколько-нибудь заметного следа в истории оперной музыки. Это тем более удивительно, что музыкальный театр неизменно находился в сфере его интересов. В его творческом пути /почти не встречается периода, свободного от работы над очередным произведением для сцены.

Первые опыты Шуберта в оперном жанре относятся еще к школьному периоду — это «Рыцарь зеркала» на текст Коцебу, 1812 г.(?) «Веселый замок сатаны» 2 на текст того же автора композитор начал писать почти сразу после ухода из Конвикта и завершил в октябре 1814 года, за несколько дней до появления «Маргариты за прялкой». Это была «волшебная опера» в характерно венском развлекательном стиле. Вслед за этой первой пробой, в 1815 году, давшем более 140 песен (в том числе «Лесного царя» и

«Полевую розочку»), Шуберт создал пять произведений для музыкального театра: «Четырехлетний пост (текст Кёрнера), «Фернандо» (текст Штадлера), «Клодина» на текст пьесы Гёте, «Друзья из Сала- манки» и «Адраст» (тексты Майргофера). Лучшим из этих произведений, которое и сегодня некоторые исследователи склонны оценивать как оперный шедевр Шуберта, была «Клодина». До нас дошел лишь первый акт. За исключением «Адраста», все оперы 1815 года написаны в жанре зингшпиля — то есть пьесы на бытовой, часто комический сюжет, с разговорными диалогами и развитыми, но легко доступными музыкальными вставками. Годом позже Шуберт попробовал сочинить оперу на героический сюжет из античной истории — «Порука», но бросил работу после второго акта. Возможно, что в этом сыграло свою роль ужасающее по пошлости и пустоте либретто неизвестного автора.

Между 1816 и 1822 годами Шуберт создал три произведения по заказу венских театров. Они были поставлены на сцене. Два из них были дописаны совершенно незначительным драматургом Г. фон Гофманом, секретарем театра Кёртнертор: «Близнецы» (1819) и «Волшебная арфа» (1820). Третье представляло собой вставные номера к опере Герольда «Волшебный колокольчик» (1821)2. Однако этот период, знаменательный появлением «Неоконченной» симфонии, неоконченного квартета и квинтета «Форель», был так-

1 Остальная часть рукописи (2-е и 3-е действие) погибла вместе со вторым актом первой оперы Шуберта. Опера «Миннезингеры» утеряна полностью. Точное время ее создания неизвестно. От «Адраста» уцелело 7 номеров.


Смотрите также:
 Значение песни в творчестве Шуберта
 Симфонии и камерно инструментальные жанры
 Бетховенские традиции драматического симфонизма
 Шуберт и его время
 Передовой художник шубертовского поколения

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:


Новые лица и коллективы: