двадцатилетняя полоса безвременья

Раздел: Статьи

Между его «Вольным стрелком» и первыми операми Вагнера простирается двадцатилетняя полоса безвременья, характеризуемая космополитическими тенденциями или эпигонством. Немецкие и венские композиторы, работавшие в оперной сфере, сталкивались с препятствиями, неизмеримо превосходившими трудности, возникавшие при создании симфонии, фортепьянной музыки или песни. Это подтверждают творческие биографии не одного только Шуберта, но в равной мере также и Мендельсона, и Шумана.

Кроме того, скверной традицией венской и немецкой опер XVIII и начала XIX столетий был, как правило, низкий идейный и художественный уровень драматических сюжетов. Гёте, размышлявший о судьбе музыкального театра в Германии и неоднократно возвращавшийся к намерению создать либретто для национальной оперы, высказал мысль, что либретто, пользующееся популярностью, может быть написано только тем, кто будет подражать итальянцам, кто «забудет свою художественную совесть, свой художественный стыд». В этом смысле положение в венской опере было особенно тяжелым. В Германии период освободительных войн вызвал к жизни замечательный расцвет национальной романтической литературы, которая оказала мощное влияние на характер новых оперных сюжетов. Так возникли «Ундина» Гофмана, «Фауст» Шпора. Под прямым воздействием образов и сюжетов романтических новелл сложилась и новая драматургия «Вольного стрелка». Вне связи с немецким литературным романтизмом немыслима и оперная реформа Вагнера. Но в Австрии национальный подъем не имел столь широкого народного характера, как в Германии. В эпоху «танцующего конгресса» космополитические традиции музыкального театра Вены только усилились и распространились.

Для вкусов, господствовавших среди венской публики, характерно, что оперы, созданные немецкими или австрийскими композиторами, вообще не долго удерживались в репертуаре. Так, «Фиделио» Бетховена в первой редакции была поставлена в Вене всего три раза, во второй редакции — только два. «Эврианта», осуществленная в момент наивысшей популярности Вебера, не дотянула до двадцати представлений. Исключение составляли «Волшебная флейта» Моцарта, выдержавшая более двухсот спектаклей, и одна совершенно забытая сегодня опера его ученика Зюссмайера — «Зеркало Аркадии».


Смотрите также:
 Полную противоположность Шуберту представлял Иоганн Майргофер
 Поиски нового заметны в тематике симфонии 1818 года
 Характер шубертовского аккомпанемента
 Выразительные особенности шубертовской песни
 Бетховенские традиции драматического симфонизма

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:


Новые лица и коллективы: