идейное оскудение на венской театральной сцене

Раздел: Статьи

В юношеские годы Шуберта внимание венской публики было поглощено операми Россини, Спонтини, Буальдье, Сальери, Глюка.

Еще более губительно, чем эклектический характер репертуара, действовала «бидермейеровская» атмосфера, характеризующая Вену первой четверти века. Бидермейеровская культура олицетворяла собой реакцию на французскую революцию; она выражала антипатию к ее духовным идеалам, к ее научным и художественным достижениям, к смелому полету мысли, характерному для революционного времени. Бюргерский консерватизм, боязнь новых культурных горизонтов, тяготение к сентиментальному, легкому и упрощенному — такова идейная платформа «бидер- мейера». Все это было несовместимо с атмосферой подлинно высокого творчества, со смелыми поисками нового, с интеллектуальной и эмоциональной глубиной. Даже литературный романтизм, будучи оппозиционным течением не только в своих прогрессивных, но и в реакционных разновидностях, в целом плохо прививался в Вене.

Известно, например, что посещение столицы Австрии немецкими поэтами-романтиками (Шлегелем, Брентано, Арнимом, Эйхендорфом) не оставило в ее культуре ощутимого следа.

В эти годы идейного оскудения на венской театральной сцене царил Август Коцебу. Его многочисленные драмы выражали пошлые идеалы, дешевые эмоции, безнравственность, замаскированную под веселье, столь типичные для венского искусства меттерниховского периода. Подобная «карикатура на гуманизм», как литературоведы впоследствии называли творчество Коцебу, типизировала дух драматического театра. В большой мере именно она определила и особенности современного оперного искусства.

Если в своих песнях, фортепьянных произведениях, камерной музыке, даже в симфониях Шуберт опирался на передовую демократическую среду, которая противопоставляла себя моде и официальному миру, то как оперный композитор он всецело ориентировался на господствующие вкусы и требования. Музыкальный театр — единственная область его творчества, где, следуя заветам Сальери, он пытался приспособиться к запросам широкой публики.


Смотрите также:
 Характер шубертовского аккомпанемента
 Симфонии и камерно инструментальные жанры
 Судьба Шубертовского наследия
 Своеобразие творчества Шуберта
 Жизнь свободного художника

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:


Новые лица и коллективы: