Хоровая музыка Шуберта

Раздел: Статьи

Как оперный композитор, Шуберт был увлечен романтической героикой. За исключением ранних зингшпилей 1815 года, все его оперы либо написаны в возвышенном романтизированном стиле («Альфонс и Эстрелла», «Фиеррабрас», («Адраст», «Порука»), либо вводят героические элементы, романтический пафос и масштабы большой драматической оперы в пьесы с зингшпильными традициями («Веселый замок сатаны», «Розамунда» ). Но эта тенденция не получила у него развития, «как не воплотились в законченную форму и стремления композитора к более совершенной драматургии. В поздних операх Шуберта заметно, как он освобождается от устаревших глюковских приемов, какое большое значение начинает придавать хоровым сценам, как вырабатываются многие реалистические черты в его театральном творчестве.

Однако застойная атмосфера венского музыкального театра не стимулировала художественных исканий. Оперная публика полностью удовлетворялась репертуаром, преподносимым ей со сцены, его штампованной развлекательностью и привычной доступностью. В такой обстановке Шуберт не мог довести до конца свои поиски нового драматического стиля. Однако отдельные сцены и номера из его опер позволяют предполагать, что в других общественных условиях и при ином уровне культуры музыкального театра у Шуберта и в опере были бы подлинные художественные достижения. Об этом убедительнее всего говорит глубоко впечатляющая незаконченная оратория «Лазарь», в которой со смелостью, не свойственной его произведениям для сцены, он пытался воплотить свои представления о реалистической музыкальной драматургии.

Хоровая музыка Шуберта не занимает сколько-нибудь значительного места в современном концертном репертуаре. В этой области индивидуальность композитора выявилась слабее, чем в сольной песне и инструментальной музыке. Кроме того, здесь особенно ощутима некоторая «недоразвитость» полифонического мышления Шуберта, которая давала себя знать и в симфонических партитурах, но компенсировалась в них колористическим и ритмическим богатством. Однако и в хоровой музыке, которой Шуберт уделял огромное внимание с ранних юношеских опытов до последних дней жизни, он достигал подчас подлинных художественных высот.


Смотрите также:
 Своеобразие творчества Шуберта
 Оперное и хоровое творчество
 Художественное формирование
 Бетховенские традиции драматического симфонизма
 Шуберт и его время

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:


Новые лица и коллективы: