Тяготение композитора к хоровой музыке

Раздел: Статьи

Тяготение композитора к хоровой музыке имело глубокую почву. Он воспитывался как певчий придворного хора. Благоговение, с каким в последние годы жизни он отзывался о Михаиле Гайдне свидетельствует о глубоком впечатлении, которое в юношеские годы произвело на него хоровое искусство этого ныне забытого композитора. Первое публично исполнявшееся произведение молодого Шуберта было написано для хора Лихтентальской церкви. Наконец, светское хоровое пение имело широчайшее распространение в венском быту. Эта область больше, чем любая другая, могла обеспечить композитору некоторый материальный успех, так как праздничные кантаты в частных домах и мужские квартеты были распространены в Вене. Насколько серьезно относился Шуберт к своим хоровьим (произведениям, можно судить по тому, что некоторые из них он неоднократно перерабатывал, возвращаясь к ним заново после значительного перерыва. Вне знакомства с хоровыми шедеврами Шуберта художественный облик композитора предстает неполным и обедненным.

Среди духовных произведений Шуберта для хора (около 40) выделяются две мессы: ля-бемоль мажор, ровесница «Неоконченной» симфонии, и ми-бемоль мажор, вершина его хорового творчества, созданная в год смерти композитора между последней симфонией и струнным квинтетом. Подобно Бетховену, Шуберт не интересовался культовым содержанием мессы. Он видел в мессе исторически сложившийся жанр, в котором издавна накапливались традиции философски возвышенной музыки (Палестрина, Жоскен де Пре, Орландо Лассо, Бах, Моцарт, Иосиф и Михаил Гайдн, Бетховен и другие). В двух названных шубертовских мессах совсем нет мистического настроения. Они пронизаны духом беспокойных исканий. Литургический текст местами трактован так вольно, что исполнение этих месс становится несовместимым с требованиями церковной службы. В обоих произведениях встречаются отдельные эпизоды, близкие психологическим романсам Шуберта. Образы и художественные приемы месс отличаются своеобразным, неповторимым характером. Мы не встречаем ничего похожего в других жанрах у самого Шуберта.


Смотрите также:
 Великолепное лирическое Andante con mot о образует центр цикла
 Шуберт и национально-демократические школы
 Последние годы
 Характер шубертовского аккомпанемента
 Режим жизни Шуберта

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:


Новые лица и коллективы: