светская хоровая музыка Шуберта

Раздел: Статьи

Исключительно разнообразна по художественным замыслам и исполнительскому составу светская хоровая музыка Шуберта (более 80 произведений для мужского хора или ансамбля, смешанного хора, женского хора, хора a cappella, хора с сопровождением оркестра или фортепьяно). Бесспорная историческая заслуга композитора заключается в том, что в эпоху, когда в светском искусстве господствовали сольное пение и инструментальная музыка, он сохранил прекрасные традиции национальных многоголосных ансамблей и, в известном смысле, подготовил хоровое начало будущей национально-романтической оперы Германии и Австрии.

В этой области у него также встречаются выдающиеся достижения, где он предстает как смелый новатор. К ним прежде всего относится упомянутая выше незаконченная оратория, или «священная драма»— «Лазарь» (1819—1820).

Впоследствии Мендельсон, испытывая отвращение к вульгарным, развлекательным требованиям современного оперного театра, обратился к оратории, чтобы воплотить в ней свои высокие музыкально- драматические идеалы. Шуберт пятнадцатью годами раньше проделал тот же путь. Все, что влекло Шуберта именно как оперного композитора, он осуществил в первом действии своей незаконченной оратории. По сохранившимся эпизодам можно судить о том, как смело Шуберт предваряет в ней будущую музыкальную драму, опередив не только «Эврианту» Вебера, но и «Таигейзера» и «Лоэнгрина» Вагнера.

Вдохновенность, возвышенность настроения, чистота и благородство музыки роднят этот отрывок с самыми выдающимися шедеврами мировой музыки. Но уже во втором действии Шуберт впадает в привычный театральный стиль. Возможно, что осознание разрыва между уровнем первого действия и шаблонным характером последующих эпизодов побудило композитора отказаться от завершения своей «ораториальной драмы».


Смотрите также:
 Жизнь свободного художника
 Поиски нового заметны в тематике симфонии 1818 года
 Полную противоположность Шуберту представлял Иоганн Майргофер
 Своеобразие творчества Шуберта
 Бетховенские традиции драматического симфонизма

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:


Новые лица и коллективы: