другие ансамбли Шуберта

Раздел: Статьи

Столь же творчески значительны и оригинальны два хоровых «романса» Шуберта: «Песнь на свободе» на текст Салиса (1817) и «Песнь духов над водами» на поэму Гёте, существующая в трех редакциях (1817, 1820, 1821), последняя с участием солистов и струнного оркестра). Эти произведения далеки от типа многоголосного ансамбля, распространенного в австрийском и немецком быту. Они не имеют прототипов в современном Шуберту искусстве. Посредством необычайной в хоровой музыке красочности гармоний, благодаря смелости и разнообразию модуляций, ритмической свободе Шуберт достигает поразительных психологических и эмоциональных эффектов. Иногда эти произведения сравнивают с хоровыми лирическими мадригалами эпохи позднего Возрождения.

Среди других ансамблей Шуберта выделяются песни для мужского хора на тексты Маттисона, Шиллера, Салиса и Крумахера, опубликованные в 1823 году. Они написаны в том характерном стиле, который получил большое распространение в Германии и Австрии на протяжении последующего столетнего периода. Эти ансамбли охватывают и патриотические темы, и тексты, связанные с образами природы, и танцевальные песни, и другие. Обращает на себя внимание отсутствие юмористических и шуточных текстов.

В конце жизни Шуберта в его отношении к хоровой музыке наметился определенный поворот. Ему попали в руки партитуры генделевских ораторий, которые произвели на композитора сильнейшее впечатление. «Наконец, впервые в жизни я увидел, чего мне не хватает, и понял, как много мне предстоит еще узнать...» — повторял в волнении Шуберт, знакомясь с ними. Подобно Бетховену, который в конце своей жизни загорелся интересом к хоровой музыке, для Шуберта тоже только теперь открылись новые перспективы в этой области. Под влиянием оперного героического стиля генделевских ораторий Шуберт написал свою кантату «Победная песнь Мириам» (1828) на текст Грильпарцера. «Кантата эта полна вдохновения, мелодического богатства и поэтической фантазии. Основной мотив отличается торжественной простотой и красивыми очертаниями кисти... — писал о ней Чайковский. — Художественное воспроизведение взбушевавшегося моря удалось Шуберту вполне, а ужас народа... при виде приближающихся полчищ Фараона выражен с потрясающей силой».

Нисколько не считаясь со своим новым положением признанного композитора, Шуберт договорился об уроках контрапункта у теоретика Зехтера. Произошло это, однако, накануне смерти композитора, и шубертовские новые замыслы в области хоровой музыки остались невоплощенными.


Смотрите также:
 Борьба за творчество
 Множество тонких красочно-выразительных деталей Шуберт нашел в самой фактуре
 Судьба Шубертовского наследия
 Шуберт и национально-демократические школы
 Поиски нового заметны в тематике симфонии 1818 года

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:


Новые лица и коллективы: