Поиски нового заметны в тематике симфонии 1818 года

Раздел: Статьи

Поиски нового заметны в тематике другой симфонии 1818 года (ремажорной), от которой сохранились только фортепьянные эскизы. В еще большей степени искания композитора характеризуют последнюю девятую увертюру, созданную им в этот же переломный период.

Работе в жанре увертюры Шуберт, очевидно, довольно долго не придавал большого значения. Его восемь увертюр, созданные между 1812 и 1818 годами, совпадают по времени с первыми шестью симфониями, но отличаются от них несколько более выразительной и колоритной инструментовкой. В этом сказывается влияние оперных традиций, в частности глюковских партитур. Все же ранние увертюры Шуберта интересны лишь тем, что композитор трактовал их как самостоятельный концертный жанр, не связанный ни с оперой, ни .с драматической постановкой. Среди них есть две «в итальянском стиле» (1817), выполненные, как шутливое подражание оперным увертюрам Россини, которыми безмерно увлекалась венская театральная публика (признавая достоинства опер Россини, Шуберт неодобрительно отзывался об их легковесности). Но в целом, его собственные восемь увертюр не претендуют на большее, чем на роль легкого развлекательного искусства.

И вдруг в 1819 году из под пера композитора появляется миминорная увертюра, которая кажется отдаленной от всех его предыдущих оркестровых произведений непроходимой пропастью. Истоки этой увертюры нельзя обнаружить ни в инструментальном творчестве самого Шуберта, ни среди произведений современников и предшественников. Она исполнена необыкновенной эмоциональной силы. В суровой сосредоточенности ее музыкальных тем уже угадывается автор будущей «Неоконченной» симфонии. Массивный оркестр с участием валторн и тромбонов напоминает звучание последней домажорной симфонии Шуберта.

После этого произведения композитор более не обращался к жанру концертной увертюры. Но намеченные здесь музыкальные образы получили более углубленное выражение в седьмой симфонии, написанной в той же редкой романтической тональности.


Смотрите также:
 Судьба Шубертовского наследия
 Симфонии и камерно инструментальные жанры
 Последние годы
 Жизнь свободного художника
 Режим жизни Шуберта

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:


Новые лица и коллективы: