господство философских тем

Раздел: Статьи

В обобщающих инструментальных жанрах, где господствуют философские темы, образы объективного мира, народно-эпические мотивы, жанровые картины, — общность его искусства с принципами национально-демократических школ особенно ясна. Насколько ближе, например, к девятой симфонии Шуберта пятая Дворжака, чем «Фантастическая» Берлиоза. И насколько больше «принципиально» шубертовского в «Проданной невесте» Сметаны, 'чем в любой из опер Вагнера.

Время, когда формировался и творил Шуберт, знаменательно повышенным интересом художников в национальной культуре своей страны. Шуберт первый претворил с такой поэтической силой характерные черты австрийского фольклора и венской бытовой музыки. Не только Глюк, Моцарт и Бетховен, но и Гайдн, австриец по национальности, широко использовавший в своих симфониях национальные напевы, не достигал народного австрийского колорита, свойственного шубертовской музыке. Зависимость от народной песни, народного танца, национальной поэзии — самая яркая черта шубертовского романтизма. Она не нашла достойного продолжения ни у его соотечественников, ни у композиторов Германии. Между тем для всех представителей национально-демократических школ в высшей степени характерна опора на жанры, издавна укоренившиеся в быту: на разнообразные виды крестьянского фольклора, на городской романс, бытовой танец (вальс, мазурку, польку, фуриант и другие), на народные формы музыкального театра. Широкое претворение художественных традиций своего народа — основа новаторства национальных музыкальных школ XIX века.

Общность между творческими принципами Шуберта и композиторов национальных школ дополнительно проясняется, когда мы сравниваем их отношение к искусству классиков.

При всей новизне выразительных приемов, Шуберт сохранял те обобщающие классические принципы, которые вырабатывались на протяжении длительного периода и приобрели устойчивость, жизнеспособность и совершенство художественной формы. Смелые поиски нового не шли у него вразрез со стройностью классической «архитектоники».


Смотрите также:
 Последние годы
 Передовой художник шубертовского поколения
 Борьба за творчество
 Полную противоположность Шуберту представлял Иоганн Майргофер
 Наиболее известные песни Шуберта

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:


Новые лица и коллективы: