музыкальные стили западноевропейских романтиков

Раздел: Статьи

В музыкальном стиле западноевропейских романтиков более позднего времени наметилась противоположная тенденция: у Берлиоза, Шумана, Листа, Брамса и других стушевывались ясно очерченные контуры классической формы и красочный элемент ослаблял ее целеустремленное внутреннее движение. В то же время у композиторов национальных школ — у Глинки, Шопена, Сметаны, Дворжака или Чайковского — проявляется «шубертовское» отношение к классическим принципам развития. Свобода, эмоциональная непосредственность, красочность и романтическая взволнованность музыки сочетались у них с ясной завершенностью и внутренней логикой формы.

Мрачная общественная атмосфера, наступившая на родине Шуберта после Венского конгресса, пресекла поступательный ход народно-освободительного движения. Поэтому в его творчестве нет не только «Ивана Сусанина», но нет в нем и «Вольного стрелка», и «Гальки», и «Проданной невесты» — произведений, которые, помимо своих художественных достоинств, остались в истории как непосредственные участники общественно-патриотической борьбы. Шуберт оказался в парадоксальной ситуации создателя «несостоявшейся» национальной школы. Он не имел последователей и преемников в австрийской-культуре. Немецкие композиторы, широко черпавшие из его наследия (в их числе и Мендельсон, и Шуман, и Вагнер, и Брамс), (развили многие новаторские романтические черты шубертовского искусства, но ни один из них не сохранил целостность и законченность его демократической эстетики.

Первый венский романтик был одновременно и первым великим национальным композитором Австрии. В его творчестве были заложены не только самые прогрессивные тенденции музыкального романтизма, но и наиболее типичные черты эстетики национально-демократических школ. Вот почему в известном «смысле Шуберт «ближе Чайковскому и Дворжаку, чем многим западноевропейским художникам конца XIX века.


Смотрите также:
 Последние годы
 Судьба Шубертовского наследия
 Значение песни в творчестве Шуберта
 Великолепное лирическое Andante con mot о образует центр цикла
 Характер шубертовского аккомпанемента

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:


Новые лица и коллективы: