схематизированное подражание Бетховену

Раздел: Статьи

Однако все эти три ранних опыта полностью заслонены двумя симфониями следующего года, которые завершают период подражаний классикам. Обе они — четвертая и пятая — и сейчас еще живут в оркестровом репертуаре благодаря своему музыкальному обаянию, пластичности формы, изяществу и тонкости инструментовки.

Четвертая, доминорная, которую композитор назвал «Трагической», резко отличается по настроению от всех его других произведений в этом жанре, образуя контраст в цикле ранних шубертовских симфоний. Она воспроизводит типичные героико-трагические образы, которые сложились в общественной атмосфере кануна французской революции. В музыке эту героико-трагическую тему открыл Глюк и с непревзойденным совершенством развил Бетховен. В четвертой симфонии Шуберта звучат не новые его интонации (ведь к этому времени уже были созданы и «Маргарита за прялкой», и «Лесной царь»), а ставшая уже привычной трагическая патетика классического стиля. В главной теме, в частности, слышатся и «Орфей» Глюка, и увертюра к «Медее» Керубини, и доминорный квартет Бетховена (интонационно-тематическое сходство которого с шубертовской симфонией просто разительно), и его Патетическая соната, и отголоски бетховенских героико-драматических симфоний и увертюр.

Вступление поражает своей эмоциональной глубиной, смелостью выражения, обещая почти бетховенский размах и силу страстно-трагических тонов.

Но в дальнейшем Шуберт не удерживается на этом уровне, и симфония в целом (Воспринимается, как несколько схематизированное подражание Бетховену. Только вторая, лирическая часть своей вдохновенной песенностью и непринужденной эмоциональностью предвещает появление нового Шуберта.


Смотрите также:
 Шуберт и национально-демократические школы
 Режим жизни Шуберта
 Судьба Шубертовского наследия
 Передовой художник шубертовского поколения
 Бетховенские традиции драматического симфонизма

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:


Новые лица и коллективы: