Ариозная кантилена второй части

Раздел: Статьи

Начиная с четвертой, Шуберт придает каждой последующей симфонии ярко индивидуальные черты.

Пятая, сибемольмажорная, в высокохудожественной форме подытоживает предшествующие искания композитора. Она завершает линию его «моцартианских» симфоний (первой, второй, третьей). Игривая, солнечная, прозрачная, она кажется поэтизацией духа раннего классицизма. В первой части господствующие образы веселого уравновешенного танца по моцартовски театрально сменяются оперно-драматическими взрывами.

Ариозная кантилена второй части уводит к «чувствительному» стилю XVIII столетия, а танцевальный финал напоминает народно-плясовые части Гайдна и раннего Бетховена.

С чувством меры Шуберт воспроизводит здесь «галантность», симметрию, пластичную форму ранней классической симфонии, еще очень связанной с традициями сюиты.

Своей пятой симфонией Шуберт навсегда распростился с моцартовско-гайдновской школой и вступил на новый путь. Последовательные поиски собственного инструментального стиля характеризуют шестилетний период, простирающийся между пятой и «Неоконченной» симфониями. 

В течение 1818 года Шуберт совершил колоссальный шаг вперед. Очевидно уже тогда у композитора зародилась мысль о создании «большой симфонии», так как многое в шестой, домажорной симфонии, относящейся к этому году, предвосхищает образы и манеру выражения последнего опуса композитора в этом жанре. В известном смысле, шестая симфония уступает своей предшественнице.


Смотрите также:
 Шуберт и его время
 Последние годы
 Жизнь свободного художника
 Оперное и хоровое творчество
 Шуберт и национально-демократические школы

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:


Новые лица и коллективы: