Судьба Шубертовского наследия
Смерть Шуберта вызвала у широкой общественности тот интерес к личности и творчеству композитора, которого так недоставало ему при жизни. Почти сразу началась обширная публикация шубертовских произведений и мемуарно-биографических материалов его друзей.
Первым был сборник песен, вышедший в 1829 году под названием «Лебединая песнь». Друзья произвольно объединили романсы на тексты разных поэтов, созданные Шубертом в последний год жизни.
На протяжении последующих двух лет был опубликован еще ряд песен (ор. 110, 112, 115, 116, 117, 123, 124, 199) и несколько инструментальных произведений (квинтет «Форель», четырехручная фортепьянная фантазия фа минор, две сольные фортепьянные сонаты —мибемольмажор, ля мажор ор. 125,— два ранних струнных квартета и два фортепьянных марша).
Уже в 1829 году появились первые мемуары, написанные Леопольдом Зоннлейтнером, Майргофером, Шпауном и Бауэрнфельдом. Десятью годами позднее Шуман в издаваемой им в Лейпциге музыкальней газете поместил несколько писем и литературных произведений Шуберта и материалы о нем, принадлежащие перу Фердинанда Шуберта. К последнему перешло по наследству огромное количество рукописей композитора и в течение многих лет с неутомимой настойчивостью и энергией Фердинанд добивался выпуска в свет наследия своего гениального брата.
Самым крупным завоеванием в этот период было решение издательства Диабелли напечатать все имеющиеся рукописи шубертовских песен. Начиная с 1830 года и на протяжении последующих двадцати лет вышло пятьдесят выпусков, охватывающих почти все оставшиеся в рукописях после смерти Шуберта песни.