Светлое праздничное настроение финала

Раздел: Статьи

Огромное скерцо трактовано Шубертом совсем не в традиционном духе. По существу, здесь две самостоятельные части, объединенные по принципу симметрии. Первая часть, задуманная явно в оркестровом плане, воспроизводит образы «лесной романтики».

Основанная на «роговых» охотничьих интонациях, на сложных перекрестных ритмах и диссонантных гармониях, она отличается большой тематической рельефностью и симфоническим драматизмом. Ей противопоставляется в виде трио самостоятельная медленная часть, содержащая черты и похоронного марша, и трагедийной декламации.

Контраст между объективными жанровыми образами скерцо и глубокой внутренней сосредоточенностью трио достигает здесь (предельной обостренности.

И, наконец, совершенно в духе жизнеутверждающих финалов бетховенских симфоний — напряженные конфликты, трагические эпизоды, углубленное созерцание завершаются ликующей народно-жанровой картиной. В основе финала лежит маршевая тема с явно венгерским колоритом.

Светлое праздничное настроение финала сметает без следа напряжение предшествующих частей. Его народный характер заставляет вспомнить четвертую симфонию Чайковского («Если ты в самом себе не находишь мотивов для радостей, смотри на других людей. Ступай в народ»).


Смотрите также:
 Последние годы
 Жизнь свободного художника
 Шуберт и национально-демократические школы
 Множество тонких красочно-выразительных деталей Шуберт нашел в самой фактуре
 Наиболее известные песни Шуберта

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:


Новые лица и коллективы: