приемы тонкой камерной полифонии

Раздел: Статьи

Фортепьянные трио (мибемоль мажор ор. 100, сибемоль мажор ор. 99), оба созданные в 1827 году, соединяют в себе черты «легкой» инструментальной музыки Шуберта и его камерных произведений серьезного плана. В них нет углубленности настроения и композиционной стройности последних квартетов и квинтета, но отдельные их эпизоды поражают своей высокой вдохновенностью. Это относится прежде всего к двум медленным лирическим частям. Так в ми бемольмажорном трио, Andante con moto, с его трагической глубиной темы.

Andante un росо mosso сибемольмажорного трио необыкновенно оригинально.

Гармоническая изысканность, приемы тонкой камерной полифонии создают утонченный лирический образ в духе Шопена. Шуберт раскрывает здесь какую-то новую неожиданную сторону своей художественной индивидуальности.

В то же время оба произведения пронизаны чертами «легкого жанра» в шубертовском смысле этого слова. Так, например, главная тема сибемольмажорного трио обобщает интонации австрийских военных маршей.

В обоих финалах звучат мотивы комической оперы. Фортепьянная партия обладает блестящей эстрадной звучностью. Легкость, изящество, непосредственная доступность характеризуют музыку этих ансамблей в целом.

Композитор, по-видимому, не слышал свое сибемольмажорное трио, но ор. 100 имел более счастливую судьбу. Он не раз исполнялся при жизни Шуберта, в том числе и в венском авторском концерте, и даже был напечатан солидной лейпцигской фирмой незадолго до смерти композитора. Шуман назвал его «гневным метеором, пронесшимся над музыкальной повседневностью».


Смотрите также:
 Жизнь свободного художника
 Множество тонких красочно-выразительных деталей Шуберт нашел в самой фактуре
 Борьба за творчество
 Своеобразие творчества Шуберта
 Оперное и хоровое творчество

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:


Новые лица и коллективы: