Великолепное лирическое Andante con mot о образует центр цикла

Раздел: Статьи

Великолепное лирическое Andante con mot о образует центр цикла. Здесь в инструментальном плане словно сосредоточены образы «Зимнего пути»: и тихая печаль, и отчаяние, и взрыв протеста, и трагическая обреченность. Начиная с главной темы, исполняемой виолончелью и кончая темой коды, выражающей печальное смирение, весь музыкальный материал Andante пронизан шубертовской покоряющей песенностью. Прием мелодических наслоений и контрапунктического противосложения бесконечно обогащают эту песенность и насыщают ее многообразными оттенками. Примечателен резко вторгающийся драматический эпизод, аналогичный динамическому взрыву из Andante «Неоконченной» симфонии.

Необычные, далекие по тональности гармонии вносят в песенную сферу элемент крайнего возбуждения и тревоги и создают перекрестные связи с образами Allegro. Многие медленные части будущих камерно-симфонических циклов Брамса восходят к драматизированной лирике этой музыки.

В третьей части дано резкое противопоставление двух эмоциональных планов. Нервнотревожным настроением наполнено скерцо, с его «стучащим», неизменно повторяющимся мотивом. С ним контрастирует безмятежное идиллическое трио — опоэтизированный венский вальс.

Огромный финал, с его захватывающей ритмической энергией, вновь возвращает слушателя к настроению высокого драматизма.

Мотивное развитие финала, прием неожиданных контрастов, интонационный склад некоторых тем, поразительное композиционное единство при разнородном материале восходят к бетховенским традициям. С бетховенским стилем связывается и весь высокий эмоциональный накал, и непрерывно нарастающая внутренняя энергия этой своеобразной «тарантеллы».


Смотрите также:
 Наиболее известные песни Шуберта
 Шуберт и его время
 Симфонии и камерно инструментальные жанры
 Шуберт и национально-демократические школы
 Своеобразие творчества Шуберта

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:


Новые лица и коллективы: