профессиональная бытовая песня

Раздел: Статьи

«Вольный стрелок» Вебера потому и потряс в свое время слушателей, что в этой опере впервые музыка со сцены заговорила на живом современном народном языке. С этой точки зрения Вебер и Шуберт разрешили одну и ту же задачу, хотя и работали в разных областях и в разных странах. И «Вольный стрелок» Beбеpa, и романсы Шуберта были в одинаковой мере порождением национально-демократического подъема, охватившего Германию и Австрию в период освободительной войны.

У Шуберта профессиональная бытовая песня слилась с народной песней. Совершился переворот в ее интонационном строе. В «Вольном стрелке» «хор охотников» или «хор подружек» радикально изменили традиционный круг интонаций оперных арий или хоров (по сравнению не только с Глюком и Спонтини, но и с Бетховеном). Совершенно так же Шуберт обновил мелодический склад бытового романса, сблизив его с интонациями венской народной песни.

Бауэрнфельд оставил чрезвычайно интересные воспоминания, проливающие свет на отношение Шуберта к проблеме национального элемента в песне:

«На обычные упреки друзей в том, что его (Шуберта) мелодии по временам «чересчур национальны», звучат «слишком по-австрийски» и напоминают народные мелодии, «несколько низменный тон и некрасивый ритм которых не имеют полного основания вторгаться в поэтическую песню», Шуберт злился и возражал: «Что вы понимаете? Это так и должно быть...»

Подобно тому, как и в выборе поэтических текстов композитор избегал стихов в нарочито фольклорной манере, так и в своих романсах он претворял народные интонации, не акцентируя этот прием.


Смотрите также:
 Множество тонких красочно-выразительных деталей Шуберт нашел в самой фактуре
 Последние годы
 Шуберт и его время
 Судьба Шубертовского наследия
 Полную противоположность Шуберту представлял Иоганн Майргофер

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:


Новые лица и коллективы: