образно-выразительные границы песни

Раздел: Статьи

Характерно (если даже это и звучит парадоксально), что к числу самых выдающихся песенных мелодий Шуберта относятся его инструментальные темы. В этом прежде всего проявляется проникновение жанровых признаков песни в «отвлеченную» область инструментальной музыки. Иногда он непосредственно переносил мелодии своих песен в инструментальные произведения, используя их чаще всего как материал для вариаций «Форель» в четвертой части фортепьянного квинтета, «Девушка и смерть» во второй части квартета реминор.

В этой связи хочется вспомнить Алябьева, который примерно в те же годы построил медленную часть своего третьего квартета как вариации на тему из своей песни «Соловей». 

«Скиталец» — в фортепьянной фантазии до мажор, «Засохшие цветы» — в вариациях для флейты и фортепьяно ор. 160, «Привет» — в фантазии до мажор для скрипки с фортепьяно ор. 159 и другие.

Но и помимо этих случаев, сонатно-симфонические темы Шуберта как правило чрезвычайно близки его вокальным мелодиям и по своему интонационному складу, и по приемам изложения. Таковы, например, главная тема «Неоконченной» симфонии.

Шуберт бесконечно расширил образно-выразительные границы песни, наделив ее психологическим и изобразительным фоном. Песня в его трактовке превратилась в жанр многоплановый — песенно-инструментальный. В истории самого жанра это был скачок, сравнимый по своему художественному смыслу с переходом от плоскостного рисунка к перспективной живописи.

Двуплановость в музыке вовсе не была открытием Шуберта. Если бы Шуберт не знал ничего, кроме «Ифигении в Тавриде» Глюка, то и этого было бы более, чем достаточно, чтобы натолкнуть его на синтетическое вокально-инструментальное письмо. В этой лирической драме, столь потрясшей композитора в юные годы встречается эпизод, который и сегодня поражает своей психологической правдивостью. По ходу действия трагедии, герой Орест убивает мать, чтобы отомстить за отца.


Смотрите также:
 Шуберт и национально-демократические школы
 Режим жизни Шуберта
 Поиски нового заметны в тематике симфонии 1818 года
 Множество тонких красочно-выразительных деталей Шуберт нашел в самой фактуре
 Своеобразие творчества Шуберта

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:


Новые лица и коллективы: