Выразительные особенности шубертовской песни

Раздел: Статьи

Своим равнодушием к «Маргарите за прялкой» Сальери навсегда скомпрометировал себя в глазах будущих поколений. Этот некогда знаменитый музыкант не понял двух величайших явлений современности: «ДонЖуана» Моцарта и песен Шуберта. И все же, если быть объективным, следует признать, что когда Сальери предостерегал Шуберта против увлечения песнями, его недоверие имело под собой почву. Оно было основано на подлинном опыте знакомства с австрийской и немецкой вокальной лирикой, которая на протяжении предшествующего столетия в самом деле не поднялась над уровнем «незначительных вещичек». Семнадцатилетний ученик Сальери был первым композитором, проявившим гениальность в области бытовой песни.

Дошубертовская песня имела старинные традиции. В (известном смысле Шуберт опирался на культуру многовековой давности. В этой связи уместно поставить вопрос о своеобразных взаимоотношениях между музыкальным искусством Австрии и Германии.

На протяжении ряда столетий Австрия развивалась как одно из многочисленных немецких княжеств. Общность социально-экономического уклада, истории, языка, литературы привели <к тесному переплетению культурных традиций Германии и Австрии. Проявившись наиболее ясно в области литературы, эта особенность в большой мере была характерна и для музыки. Единство идейно-эстетических направлений, интонаций, жанров характеризует немецкую и австрийскую музыку не только более отдаленных эпох, но и XVII, XVIII и отчасти XIX столетий.

И тем не менее в австрийской музыкальной культуре сложились свои национальные черты. Они были обусловлены и многонациональным составом населения Австрии, и ее многочисленными связями с Италией, Венгрией и славянскими странами, и даже религиозными традициями католицизма, отличными от протестантизма северных княжеств. Ярче всего национальные черты сказались в особенностях фольклора и бытовой музыки. В этом отношении Шуберт, так широко и свободно претворивший в своем искусстве типичные черты музыки венского быта, был бесспорно композитором национально австрийским.


Смотрите также:
 Борьба за творчество
 Характер шубертовского аккомпанемента
 Шуберт и его время
 Значение песни в творчестве Шуберта
 Множество тонких красочно-выразительных деталей Шуберт нашел в самой фактуре

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:


Новые лица и коллективы: