Значение песни в творчестве Шуберта

Раздел: Статьи

Каждый великий композитор, открывая в своем искусстве новые пути, разрабатывает при этом ему одному присущую тему художественного творчества. При всей многогранности облика Баха, Моцарта, Бетховена, сущность «баховского», «моцартовского», «бетховенского» в музыке не вызывает сомнений. Никто не превзошел Моцарта в выражении образов прекрасной гармонии или Бетховена в монументальной героико-драматической сфере. Философская мысль отождествляется с искусством Баха, психологические глубины — с симфонизмом Чайковского. Мы говорим о «моцартовском» у Мендельсона, «шумановском» у Чайковского, «бетховенском» у Вагнера и т. д. и т. п. Так и Шуберт, оставаясь верным реалистическим традициям классиков (под непосредственным воздействием которых сложилось его собственное творчество), открыл своей музыкой новую художественную тему.

Связь с великими достижениями музыки эпохи Просвещения заметна в каждой области искусства первого венского романтика. Однако, открывая ее изведанные прежде идейно-художественные сферы, Шуберт переосмыслил и обновил классические традиции. В его отношении к художественным жанрам, типизировавшим музыкальную эстетику предшествовавшей эпохи, яснее всего проявляется новаторский характер «шубертовского» в музыке.

Здесь встает более общая проблема исторической смены жанров.

Длительный исторический процесс отбора характерных образов и выразительных приемов (предшествует становлению какого-либо художественного жанра. Его устойчивость всецело зависит от того, насколько он отвечает идейно-эстетическим требованиям эпохи.

Не случайно совпало по времени господство классической трагедии в драматическом театре и «большой» героической оперы в музыкальном театре.


Смотрите также:
 Шуберт и его время
 Борьба за творчество
 Последние годы
 Судьба Шубертовского наследия
 Великолепное лирическое Andante con mot о образует центр цикла

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:


Новые лица и коллективы: